Есть такие люди, которые геймеры, но в жанрах разбираются плохо и рискуют прожить жизнь, не познакомившись с играми своей мечты. Дабы облегчить их муки и избавить от необходимости лазить по десяткам сайтов, собирая по крупицам информацию, спешу поделиться накопленными знаниями. Сегодня я расскажу о своих любимых ролевых играх.
РПГ (не путать с
В ролевые игры фэнтези привнесло такие свои специфические особенности, как использование в качестве сюжетной канвы мотивов древних мифов и легенд. Кроме того, в соответствии с фэнтези, действие РПГ-игр всегда происходит в вымышленном мире, где героям-игрокам приходится сталкиваться со сверхъестественными явлениями и существами.
Таким образом, РПГ – это общее название (в других случаях – обозначение жанра) всех игр развлекательного характера, в которых участники примеряют на себя роль одного из персонажей и действуют соответственно сюжету, основным характеристикам персонажа и логике выдуманного мира: «… Ролевые игры – это исследования, в которых проводится разрешение проблем и формирование персонажа… Частью забавы в ролевой игре является наблюдение за персонажами, за тем, как они зарабатывают силу и умение, пока не станут могущественными воинами…»
Как принято считать, РПГ появился в 1967 году, когда Джеф Перрен (Jeff Perren) и Гарри Гигакс (Gary Gygax) опубликовали настольную ролевую игру «Кольчуга» («Chainmail»). Но настоящую популярность РПГ-жанру принесла настольная РПГ-игра «Подземелья и Драконы» («Dungeons & Dragons»), вышедшая в 1974 году и ставшая классикой жанра. Позже ее стали выпускать в обновленном и усовершенствованном виде под названием «Advanced Dungeons and Dragons» («Усовершенствованные Подземелья и Драконы»). Именно «Подземелья и Драконы» заложила основу для многих последующих игр в этом жанре и определила их основные принципы:
- -Увлекательный сюжет;
- -Постепенное «развитие» персонажа: приобретение им на протяжении игры большей силы, ловкости и т.п.;
- -Активность игроков: им предоставляется выбор как поступать, в зависимости от чего зависит дальнейшее развитие игровой ситуации.
Играя в ролевые игры, игрок должен вживаться в роль выбранного им персонажа, действовать согласно его характеру и т.д. Постепенно, выполняя квесты, убивая монстров игрок получает експу (exp), которую тратит на развитие персонажа, повышение его характеристик, умений и общий уровень развития перса.
На самом деле видов сеттингов в rpg очень много. Не только фэнтези, но и исторические, фантастические, пост-апокалиптические, стимпанк, киберпанк (Наверное, точно не знаю, но вроде должны быть. Прошу тех кто знает отписать в комментах.), городское фэнтези и проч.проч.
Это всё общие черты. То, что делает эти игры ролевыми. Однако РПГ бывают самых разных видов: игры живого действия, настольные и видеоигры.
РПГ живого действия – это когда группа игроков выезжает за город, на природу, где одевается в костюмы, и разыгрывает фэнтезийные (и не только) сценки, устраивают масштабные баталии, пышно пируют. Я сам в них никогда не участвовал и знаю немного. Сюда же можно отнести косплей с разыгрыванием сценок.
Настольные РПГ – это, в первую очередь, AD&D. Игроки собираются за одним столом, придумывают себе персонажей в соответствии с правилами. И в роли этих персонажей путешествуют по миру в поисках приключений. Управляет игрой гейм мастер (ГМ). А чтобы узнать результат битв, бросают кубик.
Наиболее популярные настольные ролевки: GURPS, The Dark Eye, Vampire: The Masquerade.
Как и многие другие жанры видеоигр, виртуальные ролевки произошли от игр настольных. Они делятся на crpg, jrpg, mmorpg, hack’n’slash, trpg, action rpg, MUD, roguelike, FRPG.
Hack’n’slash – это дьябло. И все клоны дьябло. И то, что было до дьябло, как дьябло. Тут убрали всё, что делает игру ролевой, в прямом смысле слова, и оставили лишь вспомогательные элементы, делающие ролёвки играми – в первую очередь прокачку. Игровой процесс следующий:
- Выбираем одного из трёх готовых персонажей.
- Идём в подземелье мочить монстров.
- Мочим монстров.
- Мочим монстров.
- Мочим монстров.
- Мы получили новый уровень! Раскидали очки опыта по небольшому количеству характеристик.
- Сходили в город, где продали награбленное, купили баночки с зельями, новое оружие и шмотки.
- Опять идём мочить монстров.
- Мочим монстров...
И так далее, пока не замочим всех монстров и главного босса. Очень примитивно, но затягивает. Особенно сетевой режим.
Классика жанра: Diablo, Diablo2, Nox, Titan Quest, Divine Divinity, Dungeon siege.
Выдающиеся разработчики в жанре: Blizzard, Interplay, Westwood, Iron Lore Entertainment.
Западные ролевые игры, или компьютерные ролевые игры, или crpg – как угодно – это основной поджанр ролевых игр. Эти игры отличаются огромной свободой действия, нелинейным сюжетом (то есть сюжет, развитие которого зависит от ваших действий, выбранных вариантов ответов в диалогах). Персонажей здесь обычно создают с нуля в редакторе персонажей. Очень часто создают целую группу, иногда нужно создать только главного персонажа, а остальные будут добавляться в группу по ходу игры. Ролевая система позаимствована из настольных ролевых игр, поэтому тут огромное количество всяческих характеристик, способностей, заклинаний персонажей, а также огромное количество рас. Мир в таких играх обычно получается огромных размеров. Персонажи, населяющие его, живут своей жизнью, встречаются, разговаривают, ходят на работу, ночью спят и т.д. К сожалению, свобода действий отрицательно действует на сюжет, и в результате истории получаются не настолько интересными и закрученными, как в японских рпг. К счастью, есть и исключения. Например, игры от Bioware и Ведьмак.
Классика жанра: серии Ultima, Wizardry, Might&Magic, Pool of Radiance, The Elder Scrolls, Baldur's Gate, Gothic, Fallout, Newerwinter Nights, Vampire: The Masquerade, Star Wars: Knights of the Old Republic, . Игры Planescape: Torment, Arcanum: Of steamworks and magick obscura, Dragon age: Origins, Witcher и огромное множество не менее замечательных игр.
Лучшие разработчики в жанре: Bioware, Bethesda, Obsidian Entertainment, 3DO, CDProject, Black Isle Studios.
Jrpg – это японские ролевые игры. Изначально делались по подобию Западных РПГ, особенно под влиянием Wizardry. Самый первый представитель жанра – Dragon Warior (Dragon Quest на Западе) вышел в 1986 году на приставке Famicom, которая Nes в Америке и пиратская Dendy у нас. Не скажу, чтобы сюжет там был прям уж такой закрученный (86 год всё-таки), но все особенности жанра там уже были. Группа героев спасает мир, внезапные пошаговые битвы и т.д. Спустя год появилась конкурентка, а также главная законодательница мод в жанре – Final Fantasy. В такие игры играют в первую очередь ради сюжета, как-либо повлиять на который фактически невозможно. Персонажи тут тоже все уже готовые, поменять им можно разве что имена, да специализацию. Я их воспринимаю как интерактивные фильмы с прокачкой.
Классика жанра: серииDragon Quest, Final Fantasy, Shin Megami Tensei, Xenosaga, Star Ocean, Tales Of…, Phantasy Star, Pokemon. Игры Chrono Trigger, Chrono Cross, Xenogears, Parasite Eve, Lost Odyssey, Eternal Sonata и еще тысяча миллионов ^_^.
Лучшие разработчики в жанре: Square-Enix, Namco, Nintendo, Atlus, Mistwalker.
Trpg – это тактические ролевые игры. Очень интересный жанр. Самое вкусное здесь - боевая система, которой иной раз даже шахматы позавидуют. По традиции термин "тактическая RPG" относится к особому поджанру, сложившемуся в Японии. Японские представители жанра отличаются серьёзным, закрученным сюжетом. Структура TRPG похожа на настольные RPG по внешности, динамике и правилам. Самая первая первая trpg - Fire Emblem, выпущена в 1990 году Nintendo.
Классика жанра: Final Fantasy Tactics, Tactics Ogre, Shining Force. Серии Disgaea, Fire Emblem, Front Mission, King’s Bounty, Jagged Alliance.
Mmorpg – массовая многопользовательская ролевая игра. Наиболее популярный сегодня жанр. По сути это crpg, только с сильно замедленной прокачкой, ежемесячной подпиской либо моделью free to play и всеми прелестями онлайна. Игроки могут объединяться в кланы, вместе выполнять квесты, воевать друг с другом и так далее. Жанр сформировался в конце 90-х годов на основе MUD-ов. Самой первой игрой в жанре считают Ultima Online. Хотя есть более старая Meridian-59 (по сути MUD с графикой) и еще древнее AOL's Neverwinter Nights (да да, а игра 2001 года - ремейк). Больше всего игр данного жанра делают в Южной Корее, где MMORPG уже становятся национальным жанром. В 2004 году вышел World of Warcraft, который вобрал в себя всё лучшее, что было в жанре и стал самой популярной онлайн игрой. В настоящее время жанр переживает острый дефицит идей. Выходят удачные или не очень клоны WoW либо Lineage2. В 2011 году грядёт новое поколение онлайн игр, среди которых Star Wars: The Old Republic, TERA online, RIFT.
Классика жанра: Ultima Online, World of Warcraft, Lineage 2, Everquest, Everquest 2, Ragnarok, Eve Online, Lord of the Rings online, Second life и еще много много игр на любой вкус и цвет.
Лучшие разработчики в жанре: Blizzard, NCsoft,Gravity, CCP, Turbine.
Action rpg - тоже довольно популярный жанр. Гибрид экшнов и классических ролевых игр. Началось всё со знаменитой The Legend of Zelda, выпущенной Nintendo в 1986 году для приставки NES. Жанр отличается кинематографичностью, зрелищными боями, эпичностью происходящего.
Классика жанра: Legend of Zelda, Kingdom Hearts, Mass Effect, Dungeon Siege. Также Alpha protocol.
MUD (multi user dungeon) - прародители mmorpg. Самый первый мад, который так и назывался, выпустили 1978 году Ричард Бартл и Рой Трабшоу. Игры этого жанра в основном текстовые. Это даёт гораздо большую свободу действий,чем в mmorpg. Вы ограничены только своей фантазией. Правила игры обычно близки к правилам настольных ролевых игр. В своё время были очень популярны в университетских сетях. Такие игры даже называли «Multi-Undergrad Destroyer» (Мульти-Студенческий Истребитель) из-за того, что студенты проводили огромное количество времени за игрой, забывая про занятия. Начиная с конца 90-х из-за появления большого количества графических mmorpg популярность мадов пошла на спад.
Классика жанра: Multi-User Dungeon, Scepter of Goth, TinyMUD, DikuMUD, Аладон, Адамант.
^ чтобы выйграть в Nethack парню понадобилось 15 лет.
Roguelike (в простонародье "рогалик") - жанр, образовавшийся в 80-х годах прошлого века, в котором интерфейс заменён символами ASCII. Например, главный герой заменён символом @, а враги буквами алфавита. Также встречаются игры с тайловой графикой. Большинство команд вызываются нажатием одной-двух клавиш, например, r (read), чтобы прочитать свиток или книгу, e (eat), чтобы что-нибудь съесть и т. п. Если ваш персонаж погибает, то его уже невозможно спасти, все сохранения стираются и игру приходится проходить заново. Первый представитель жанра - Rogue вышел в 1980 году. В ней был мегасуперпупер закрученный сюжет: исследователь подземелий пошел исследовать подземелья.
Цель игры - добраться до самого нижнего яруса подземелья, найти амулет Йендора и выйти обратно. Разумеется, по пути перебив тысячу миллионов монстров и набрав кучу сокровищ.
Классика жанра: Rogue, NetHack, Angband, Ancient Domains of Mystery.
FRPG - форумные ролевые игры. Текстовые ролевые игры, проводящиеся на форумах. В отдельном посте прописываются правила, сеттинг и т.п., а игроки прописывают характер персонажей, которыми они будут играть. Затем игроки по очереди пишут по фрагменту повествования. Правила текстовых ролевых игр предусматривают прописывание игроками в отдельном сообщении действий, мыслей и фраз тех персонажей, роли которых они играют. Всё это контролируется администраторами и модераторами форума, которые выступают в роли GM. Они создают сюжетообразующие ситуации и следят за соблюдением правил игрового мира. В результате получаются довольно интересные произведения.
Напоследок, хочу сказать, что строго определённой системы жанров не существует, и разные игровые издания трактуют жанры игр по своему. Здесь же изложена суть самых распространенных видов ролевых игр.
Ссылочки :
ps. Final Fantasy IX Retroview Remix до сих пор пишется :-). Оказывается, существуют обзоры-долгострои. Думаю, выложу его в день выхода Duke Nukem Forever.